To main content

Что такое
Система управления безопасностью полетов

В соответствии с Приложением 19 к Чикагской конвенции ИКАО, Система управления безопасностью полетов (СУБП) определяется как Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, обязанности, руководящие принципы и процедуры. Если немного упростить это определение, то СУБП можно представить в виде системы структурированных процессов инструментов в масштабах всей компании, которые обеспечивают эффективное принятие решений на основе оценки рисков для, связанных с операционной деятельностью.

Как правило, все Системы управления безопасностью полетов построены на стандартах или рекомендациях ИКАО. Методические рекомендации по управлению БП, как на государственном уровне, так и на уровне эксплуатантов воздушных судов можно найти в документе ИКАО Doc. 9859 (Руководство по управлению безопасностью полетов). Специалисты по БП просто говорят «9859» или «Doc. 9859», чтобы обратиться к этим рекомендациям. По состоянию на август 2023 года актуальна 4 версия данного документа, 5 версия находится в активной разработке. Руководителям и специалистам по БП следует использовать именно этот документ в качестве первоисточника и обращаться к нему по любому вопросу, касающемуся внедрению и поддержанию Системы управления безопасностью полетов.

В соответствии с Приложением 19 и Руководством по управлению безопасностью полетов ИКАО все процессы и инструменты изложены концептуальных рамах. Всего концептуальные рамки содержат 4 компонента отражающих минимальные требования к СУБП:
  • Политика и цели.
  • Управление рисками для БП.
  • Обеспечение (гарантия) БП.
  • Популяризация вопросов БП.

Vzaimosvjaz'_komponentov_SUBP
В каждом компоненте находится от двух до пяти элементов. Все эти компоненты и находящиеся в них элементы должны работать во взаимосвязи друг с другом добиваясь поставленных перед системой целей. Ниже дано описание каждого из компонентов


Политика и цели

Руководители авиационных предприятий должны сделать безопасность полетов неотъемлемой частью ценностей этих компаний, ежедневно демонстрируя свою приверженность им. В частности, топ-менеджмент должен определить Политику и цели в области БП и быть лично вовлеченными в их выполнение. Также следует четко определить иерархию ответственности, обязанности и систему документации по БП.

Управление рисками

Управления рисками в области БП является основополагающим компонентом СУБП и представляет собой скоординированные действия по анализу, оценке и контролю рисков для безопасности полетов.

Эти действия распределяются по компании в целом, начиная от генерального директора к руководителям подразделений и линейным сотрудникам.

Компонент «управление рисками в области БП» включает:

• процессы идентификации опасностей;

• процессы оценки и уменьшения рисков в области БП.

Процессы и методы идентификации опасностей и оценки рисков в области БП подлежат обязательной формализации, документированию, координации во всех сферах деятельности компании, где есть реальные и потенциальные опасности для безопасной эксплуатации ВС.

Обеспечение (гарантия) безопасности полетов

В переведенных на русский язык Приложении 19 и Руководстве по управлению безопасностью полетов (Doc.9859) ИКАО, термин Safety Assurance переведен как Обеспечение безопасности полетов, однако данный перевод некорректно отражает суть данного компонента. Более корректный перевод данного термина – подтверждение (или гарантия) эффективности управления безопасностью полетов.

Поставщик обслуживания разрабатывает и применяет методы проверки эффективности обеспечения организацией безопасности полетов и подтверждения действенности средств контроля рисков для безопасности полетов.

Под гарантией БП понимают процессы, систематически функционирующие в рамках СУБП, служащие для оценки эффективности работы СУБП, включая управления рисками для безопасности полетов.

Данный компонент СУБП включает в себя следующие элементы:

· контроль и количественную оценку эффективности обеспечения БП;

· управление изменениями;

· постоянное совершенствование СУБП.

Популяризация вопросов БП

Популяризация вопросов БП – компонент обеспечивающий поддержку процессов, связанных с управлением рисками в области БП и гарантией БП, определяющий:

· Подготовку и обучение.
· Обмен информацией в области БП.

Руководство авиационных предприятий должно особое внимание должно уделяться вопросам, связанным с популяризацией безопасности полетов. Данный аспект обусловлен тем, что это фактически создает основу позитивной культуры безопасности, наличие которой, в свою очередь, является необходимым условием эффективного функционирования СУБП.

Популяризация придает осмысленный характер процессам управления БП благодаря тому, что каждый сотрудник компании понимает свою роль в этих процессах.

Специалисты, участвующие в подготовке и выполнении полётов, должны быть уверены в том, что любые выявленные и озвученные ими опасности будут подвержены глубокому анализу для выявления причин, выявленные причины будут устранены, а риски минимизированы.












22 июля / 2023