Управление безопасностью — это не какое-то сложное искусство — его основные концепции просты. На самом деле управление безопасностью полетов было лаконично названо рабочей группой ИКАО «Организованным здравым смыслом».
По большому счету, систему управления безопасностью полетов необходим внедрять, как минимум, исходя из следующих целей:
1. Выполнить нормативные требования Гражданской авиации Российской Федерации о необходимости наличия у поставщиков услуг действующей Системы управления безопасностью полетов (Воздушный кодекс, Федеральные авиационные правила, Постановление №642).
2. Снизить расходы, обусловленные наступлением авиационных событий.
3. Повысить эффективность процессов и создать залог для долгосрочной успешной деятельности компании.
4. Достичь доверия Заказчиков и, как следствие устойчивой доходности и прибыли компании.
Сколько стоит внедрение и поддержание СУБП? Да, внедрение и подержание СУБП сопряжено с определенными затратами в зависимости от размера и сложности организации, но надо помнить, что авиационное происшествие будет стоить компании гораздо больше. История показывает, что достаточно большое количество организаций, в которых произошла авиационная катастрофа (с гибелью людей), в течение непродолжительного времени прекращают свою деятельность и закрываются.
Для малых и средних эксплуатантов воздушных судов затраты на внедрение и поддержание системы являются минимальными, и зачастую внедрение системы управления безопасностью полетов помогает им повысить операционные показатели, снизив неэффективность процессов и как следствие эксплуатационные расходы.
Стоимость отсутствия СУБП? Отсутствие эффективно функционирующей СУБП зачастую означает, что у данной организации:
1. Происходит большее количество небольших авиационных событий.
2. Более высокие риски наступления крупных авиационных событий.
При этом большинство авиационных событий так или иначе приносят компании определенный ущерб (прямой или косвенный).
Ущерб — это оцененные тем или иным способом последствия проявления авиационного события. Ущерб можно условно разделить на прямые затраты и косвенные затраты.
A. К прямым затратам относится физический ущерб и они включают расходы на ремонт, замену ВС, оборудования или компенсацию за телесные повреждения и ущерб имуществу.
B. К косвенным затратам относятся все те расходы, которые непосредственно не покрываются страхованием. Косвенные затраты могут превышать прямые затраты, возникающие в результате потери организационного контроля над определенными экстремальными последствиями опасности. Такие расходы не всегда очевидны и зачастую материализуются позже. К примерам незастрахованных затрат, которые могут возникнуть в результате потери организационного контроля над экстремальными последствиями опасности, относятся:
- Производственные убытки и ущерб для репутации организации
- Потеря оборудования
- Простой ВС и оборудования
- Уменьшение производительности труда
- Затраты на расследование и уборку места события
- Франшиза
- Судебные издержки
- Затраты на получение одобрения производителя на перелет
- инспекция конструкции для оценки возможности перелета в базовый аэропорт
- затраты на поиск и устранение неисправности, выполнение восстановительного/временного ремонта
- аэропортовые сборы
- затраты на наземное обслуживании и обеспечение приемки/выпуска ВС
- авиатопливо, заправка ВС
- компенсация пассажирам за задержку рейса
- размещение пассажиров и членов экипажа в гостинице
- сборы за аэронавигационное обслуживание
- компенсация за возможные телесные повреждения
- простой экипажа
- претензии клиентов Авиакомпании
Ниже приведен пример сколько могут прямые издержки в результате повреждение воздушного судна на земле.